Проекты входят в стратегию развития СФО до 2035 года. Речь идет про строительство двух железнодорожных коридоров в КНР: из Кемеровской области и с юга Красноярского края. Как считает заведующий лабораторией Сибирского федерального университета (СФУ, г. Красноярск), завотделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Антон Пыжев, Севсиб — это проект естественного развития сети железных дорог с учетом необходимости перемещения грузов с северных территорий нашей страны к ее восточным границам.

«Неверно считать, что речь здесь идет только о торговле с КНР. Отдельное важное значение для нашей торговли со всем Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) имеют порты Дальнего Востока (Владивосток, Ванино). Смысл же строительства северной ветки заключается в формировании альтернативного Транссибу маршрута поставок товаров между западом и востоком России.
Сейчас грузы по Сибири могут перемещаться поездом только по Транссибирской магистрали, которая была загруженной и до «поворота на Восток», а теперь и вовсе является «узким местом» нашей транспортной инфраструктуры.
Сама по себе идея такого транспортного хода обсуждалась еще в конце XIX века. Сейчас проект нужен, чтобы снизить нагрузку на основной ход Транссиба от Урала до Восточной Сибири и, в конечном итоге, увеличить скорость и снизить стоимость перемещения грузов между западом и востоком страны. Изначально этот проект задумывался для опережающего освоения Нижнего Приангарья с его огромными запасами различного сырья: от минерального до лесного.
Научное обоснование важности этого проекта и его социально-экономических эффектов еще в 1980-1990-х годах было выполнено в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН. Однако в постсоветское время проект забросили. Теперь можно надеяться на то, что нужда заставит все-таки реализовать замысел. Это важно для всей страны от Северо-Запада до Дальнего Востока.
Помимо решения федеральной проблемы, дорога даст большой мультипликативный эффект и для регионов Сибири. Особенно для Красноярского края — это и рабочие места для обслуживания инфраструктуры, и сокращение транспортных издержек для доставки наших экспортных товаров заказчикам. При этом я не исключаю и негативных последствий при реализации проекта, однако отмечу, что польза в данном случае значительно превышает возможный вред.
Негативные эффекты у любого проекта неизбежны, однако в дикой тайге, без доступа к благам цивилизации современный человек жить не желает, поэтому стране необходимо строить все виды транспортной инфраструктуры и осваивать свое бесконечное пространство».
Подготовлено СИ Compass по материалу обозревателя Натальи Пономаревой, Interfax. Фото — sfu-kras.ru.