Закончился VIII Восточный экономический форум во Владивостоке. О том, как будет развиваться Приморье в свете новых тенденций и курса на Восток рассказывает губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Об экономических перспективах региона и Дальнего Востока читайте в материале СИ Compass. 

— Что можете сказать об итогах экономического форума, учитывая, что его проведение было под угрозой из-за прошедших накануне тайфунов?

— Несмотря на небывалую природную стихию, Восточный экономический форум прошел во Владивостоке в запланированные даты – с 10 по 13 сентября. В целом, считаю, все намеченные в рамках этого крупного мероприятия цели были полностью достигнуты. В ВЭФ-2023 приняли участие более семи тысяч человек из 62 стран мира, в том числе представители делегаций из России, Китая, Белоруссии, Лаоса, Мьянмы, Сингапура, Индии, Казахстана, Филиппин, Монголии, Вьетнама и КНДР. Безусловно, такое событие оказывает благоприятное влияние на экономику края, привлекает отечественных и иностранных инвесторов.

В рамках нынешнего форума прошло свыше 100 сессий основной деловой программы. Их участниками стали более 700 спикеров и модераторов. В этом году основные треки были связаны с логистикой, разработкой технологий и развитием технологической кооперации, успехами и вызовами в развитии Дальнего Востока, подходами к образовательной деятельности. Основная идея нашего регионального павильона в этом году заключалась в том, что Приморский край – это важнейший транспортно-логистический узел.

На полях ВЭФ подписано 41 соглашение, а всего за восемь лет проведения форума заключено более 270 соглашений на сумму около триллиона рублей. На форуме подвели итоги десяти лет работы по развитию Дальнего Востока. За это время внедрены способствующие этому различные механизмы – территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток и другие преференциальные режимы, создание единого авиаперевозчика, «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека».

— Что теперь ждет регион в плане логистики и транспорта?

— На полях VIII Восточного экономического форума между Приморским краем и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на период до 2025 года. Оно включает перевозки грузов и пассажиров, обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта, проектирование и инновационную деятельность, информацию и связь, социальную сферу, внешнеэкономическую и экологическую деятельность.

Реализуемые сегодня очень масштабные и затратные, даже в рамках страны, мероприятия по реконструкции Восточного полигона железных дорог прошли соответствующие предварительную подготовку и экспертизу. В 2024 году завершится второй этап модернизации, в ходе которого пропускная способность основного участка Транссиба в Приморском крае от села Волочаевка в Еврейской автономной области до станции Смоляниново Шкотовского округа увеличится в грузовом направлении до 130 миллионов тонн. 

Значительно возрастет и мощность подходов к новым морским портам и действующим железнодорожным пунктам пропуска на участках Смоляниново – Дунай и Барановский – Хасан, в том числе за счет развития путевой инфраструктуры и строительства вторых путей.

Ориентир для Приморья на ближайшую перспективу – поднять мощности по транзиту и перевалке грузов до 300-400 миллионов тонн в год. Мы считаем целесообразным вернуться к реализации альтернативных железнодорожных магистралей в Приморье. В частности, продлению линии БАМа от Комсомольска-на-Амуре через Новочугуевку к портам Находки и строительству новой линии от Новочугуевки к порту Ольга.

— Что можете рассказать про масстер-планы Владивостока, который был принят на ВЭФ-24?

— Мастер-планы – это новый формат планирования развития городов, которые вместе с жилыми зонами и социальной инфраструктурой являются центрами притяжения рабочей силы. Мастер-план развития Владивостокской агломерации к 2050 году предусматривает ее становление как научного, финансового и логистического центра России в Азиатском макрорегионе. 

Ключевым драйвером экономического развития агломерации станут проекты создания восточного узла Северного морского пути на базе Владивостокского морского торгового порта и транспортно-логистического центра в Артеме, промышленный кластер в Большом Камне. Интересные проекты будут реализованы на острове Русском, включая инновационный научно-технологический центр. В фокусе внимания для агломерации оказались такие важные направления, как жилая застройка, транспорт и мобильность, экология и рекреация. 

— Как будут развиваться торговые отношения?

— Действительно, один из главных вопросов повестки форума был связан с развитием мировой торговли сельхозпродукции и продовольствием. Важное направление – расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств. Заинтересованность в поставках сельхозпродукции, выращенной на приморской земле, проявили представители Китая, КНДР, Вьетнама, Индии, стран Средней Азии.

Приморский край осуществляет поставки более чем в 40 направлениях. По итогам 2022 года мы находимся на четвертом месте среди российских регионов-экспортеров продовольственных товаров. Основной объем в структуре экспорта с долей более 75% приходится на рыбную продукцию.

В 2023 году объемы экспорта продукции агропромышленного комплекса края планируем довести до почти двух миллиардов долларов, при этом показать стабильный рост к уровню прошлого года на 10%. Постараемся достичь не ниже уровня прошлого года по экспорту соевых бобов в объеме 616,3 тысячи тонн и кукурузы 725,2 тысячи тонн.

Уже сегодня приморские компании агропромышленного комплекса транспортируют продукцию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И в дальнейшем готовы увеличить экспортные поставки мяса и мясных субпродуктов, молока и молочной продукции, зерновых культур, соевых бобов, овощей и меда.

— Как еще Приморье планирует развивать отношения с другими государствами?

— Китай – наш ближайший торговый партнер, на его долю приходится более 50% объема внешней торговли Приморского края. Вместе с тем мы, конечно же, не ограничиваемся только КНР. Нам также интересны и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона – это Вьетнам, Индия, Лаос, Мьянма, Сингапур и другие. Каждая из этих стран имеют свои конкурентные преимущества в экономике, но есть и гуманитарные области сотрудничества – такие как культура, образование, спорт и другие сферы, где мы также можем вести полноценное взаимодействие.

Совместно с Китаем мы сделали акценты на многих значимых проектах. В частности, в рамках культурных обменов Национальная балетная труппа провинции Ляонин выступит на Приморской сцене Мариинского театра в феврале-марте 2024 года, а наши артисты – в Харбине. Продолжим привлекать китайских спортсменов к участию в играх «Дети Приморья». 

Планируем открытие авиасообщения между Владивостоком и городом Далянь провинции Ляонин, перевод пунктов пропуска на 24-часовой режим работы, взаимный обмен информацией о подъемах и сбросах воды на водных объектах, расположенных на приграничных территориях. Также будем развивать инвестиционное сотрудничество на основе государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов по строительству дорог, мостов, больниц и других важных социальных объектов.

Подготовлено СИ Compass на основе материала РИА Новости. Фото — vl.aif.ru.